Ореховый Спас

    29 августа (16 августа) Русская Православная Церковь отмечает праздник Перенесения из Едессы в Константинополь в Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Он известен в народе как третий Спас: «Спас на холсте», «Спас на полотне», «орешный», или «ореховый», Спас, а также «хлебный» Спас.
    Согласно церковному преданию, в период земной жизни Иисуса Христа в городе Едесса в Сирии правил царь Авгарь, тяжко страдающий проказой. До него дошли слухи о чудесах, творимых Спасителем: И прошёл о Нём слух по всей Сирии. Не видя Христа, но уверовав в Него как в Сына Божия, правитель отправил Ему письмо с просьбой прийти в Едессу и исцелить его. С этим посланием Авгарь отправил своего художника Анания с наказом написать изображение Спасителя. В Иерусалиме Анания увидел Христа, окружённого народом. Художник не смог близко подойти к Сыну Божию, не получилось у него и запечатлеть Его Лик издалека. Увидев Анания, Иисус сам подозвал его к Себе. Он передал ему письма для Авгаря, в котором хвалил веру правителя и обещал  прислать ему Своего ученика для исцеления и наставления на путь спасения. Затем Христос попросил принести ему воду и убрус (холст, полотенце). Умыв лицо, Спаситель отер его убрусом, на котором отпечатался Его Божественный Лик.
    Послание Христа и убрус были принесены Ананием правителю Едессы. Авгарь почти излечился от всех следов проказы.      Окончательное исцеление царь получил, когда прибыл обещанный Спасителем апостол от Семидесяти – Фаддей, крестивший правителя и жителей Едессы. Авгарь установил убрус с Нерукотворным Образом Христа в нише над городскими воротами. Эта реликвия на долгие годы стала объектом поклонения для верующих Сирии и других земель. Святыня не пострадала и после захвата Едессы арабами в 630 году. В 944 году византийский император Константин Багрянородный выкупил её у едесского эмира и перевёз в Константинополь. В честь этого события и было установлено празднование Перенесения из Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.
    Третий Спас называют Ореховым, так как к этому дню обычно в средней полосе России созревали лесные орехи (лещина) и начинался их сбор.
    У праздника ещё одно название – Хлебный Спас, так как накануне отмечается Успение Пресвятой Богородицы, с которыми связывается окончание жатвы хлебов.
Народные традиции
    В этот день принято печь пироги и хлеба из муки нового урожая. В старину говорили так: «Третий Спас – хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». В этот день крестьяне совершали «досевки», то есть сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьёй.
    На третий Спас, закат лета, дожинают хлеба, улетают ласточки и журавли. С этим связаны различные приметы. В народе говорят: «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет – так и зима позже».
 
«Три Спаса. Традиции, кулинария, лечебник».
Т. В. Левкина, И. С. Румянцева