Роль белка в питании

В состав каждого живого организма, каждой его клетки входит белок. Без белка не может быть жизни. Откужа же организм получает белки и каким образом из белков пищи строится белок в нашем организме?

В состав пищи человека входят различные продукты животного и растительтного происхождения, которые и являются источником белка. Так известны белки мяса, яйца, молока и молочных продуктов. Эти белки животного происхождения; их считают наиболее полезными для организма или, как принято говорить, полноценными белками. Крупы, хлеб, овощи, картофель и другие растительные продукты тоже содержат белки, которые имеют большое значение в питании человека.

Белки - сложные вещества; от жиров и углеводов они отличаются тем, что в их состав входит азот. Никакие другие вещества не могут их заменить. Источником белков организма являются белки пищи.

Для того, чтобы белки, входящие в состав пищевых продуктов, могли быть использованы для построения белков тканей и органов человеческого тела, они должны пройти сложный путь в организме.  Питательные вещества нашим клеткам доставляет кровь, в которую эти вещества попадают из пищеварительного аппарата уже после переработки их пищеварительными соками. Пищеварительные соки выделяются особыми железами в различных отделах пищеварительного канала. В пищеварительных соках содержатся особые вещества, так называемые ферменты, под влиянием которых сложные пещевые вещества расщепляются на более простые, способные переходить в раствор и через ворсинки кишечника поступать в кровь и лимфу.

Расщепление сложных белков на более простые начинается в желудке, железы которого выделяют соляную кислоту и фермент пепсин. В присутствии соляной кислоты сложные белки под влиянием пепсина распадаются на более простые - альбумозы и пептоны. Окончательное расщепление альбумоз и пептонов происходит в тонких кишках, где на пищу действует сок, вырабатываемый поджелудочной железой, изливающийся в первый отдел тонких кишок, в так называемую двенадцатиперстную кишку, а также сок, вырабатываемый стенками кишечника. Эти соки содержат разнообразные ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Альбумозы и пептоны под влиянием этих ферментов расщепляются до ещё более простых веществ, так называемых аминокислот. Последние растворяются в кишечном соке и всасываются через ворсинки кишечника в кровь.

Как показали исследования химиков и физиологов, аминокислоты являются тем исходным материалом, из которого строятся белки органов и тканей животных и человека. По мере развития химии был открыт ряд аминокислот, входящих в состав белков как пищевых продуктов, так и человеческого организма. Все аминокислоты содержат углерод, азот, водород, кислород, а в настоящее время известны аминокислоты, которые содержат, кроме того, и серу. В зависимости от того, в каких количествах входят аминокислоты в состав того или иного белка, как они соединяются между собой, изменяется и состав сложного белка, являющегося основой всякой живой клетки. Однако все белки обладают некоторыми общими свойстами. Как всем известно, белки куриного яйца при варке свёртываются - яйцо становится крутым. Если подогреть до кипения начинающее киснуть молоко, то его белки тоже свёртываются и отделяются от жидкой части в виде крупинок. При добавлении к раствору того или иного белка какой-либо кислоты, например уксусной, белок выпадает в виде  хлопьев.  Так, если к молоку прибавить уксусной кислоты, то образуются хлопья молочного белка - казеина.

Благодаря работам наших советских учёных стало известно, какие аминокислоты и в каких количествах входят в состав белков различных пищевых продуктов, а также в состав белков различных тканей и органов человеческого тела. Можно думать, что для организма наиболее полезны белки, сходные по содержанию в них различных аминокислот с белками тканей и органов. Так, например, если сравнить содержание аминокислот в яичном белке и в яичном желтке, то оказывается, что желток значительно ближе к животному организму, а потому он считается более полноценным. Для растущего организма, особенно для грудных детей и детей младшего возраста, наиболее ценным является молоко, в том числе его белки. Никакими питательными смесями его нельзя заменить, так как рост и развитие ребёнка идут нормально только при наличии молока, которое является источником необходимых пещевых веществ.

Молочные белки по своей питательной ценности имеют большое значение и для питания организма взрослого человека, в пищу которого входят в значительных количествах также белки других продуктов животного и растительного происхождения, как, например, мяса, хлеба, круп, овощей.

Из работ советских учёных известно, что белки большинства круп по содержанию аминокислот значительно отличаются от белков нашего тела, но комбинируя их с другими продуктами, особенно с продуктами животного происхождения, можно получить смесь белков, близких к белкам человеческого организма. Так, например, гречневая крупа содержит белок, в котором мало некоторых важных для организма аминокислот, но при употреблении гречневой каши с молоком этот недостаток восполняется.  Ещё меньше нужных аминокислот в белках пшена, но когда в суточном пищевом рационе человека содержатся также другие продукты - мясо, картофель и пр., то в результате получаются белки, удовлетворяющие потребностям организма.

Отсюда вывод:чем разнообразнее продукты питания человека, тем больше он получит с пищей белков достаточно высокого качества.

Научными исследованиями доказано, что рост и развитие ребёнка происходит лучше всегда в том случае, когда он получает белок в количестве, необходитмом для удовлетворения потребности его организма: количество это различно в зависимости от возраста. Так, ребёнок грудного возраста должен получать в сутки около 5 г белка на 1 кг веса, ребёнок в возрасте от 1 до 3 лет - 3,8-4 г, от 3 до 8 лет - около 3-3,5 г, а школьники - от 2 до 3 г на 1 кг веса.

При недостаточном количестве белка в пище задерживается рост и общее физическое развитие ребёнка. Однако избыток белка не способствует росту и развитию, а, наоборот, ухудшает их. Так, установлено, что дети в возрасте от 1 года до 3 лет, получая свыше 4 г белка на 1 кг веса, теряли аппетит, вследствии чего в их организме отлагалось меньше белка. 

Эти наблюдения показывают, что для растущего организма существуют наиболее благоприятные (оптимальные) условия белкового питания, при которых детский организм лучше всего развивается. 

Значение белка для организма установлено также путём изучения тех нарушений в организме, которые возникают при длительном недостатке белка в питании. Такие исследования проводились и проводятся на лабораторных животных - на белых крысах. Установлено, что если белок составляет 18% общего числа калорий суточного рациона этих животных, то рост и развитие их идут нормально. При снижении белка до 9% и добавлении соответствующих количеств жиров и углеводов взамен недостающих 9% белка рост животных сильно замедляется, а при 3 % белка он останавливается, и вес животных снижается по сравнению с исходным: животное отстаёт в половом развитии, наблюдается также ряд изменений в печени, щитовидной железе и др. При переводе животных на нормальное питание с 18% белка организм постепенно восстанавливается, животное прибавляет в весе, но ростего отстаёт.

 

Книга "Кулинария" 1955г.